Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Дата: 31 октября 2016 в 19:10, Обновлено 7 сентября 2018 в 11:46

                                     

Материалы "Профориентационная работа классного руководителя" (zip-архив)

Методические рекомендации для педагогов по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи

Рекомендации для учащихся старших классов "Выбирая профессию"

Темперамент и профессия

Склонности и интересы  в выборе профессии

Ошибки при выборе профессии

arrow1Информация о порядке отбора и направления на обучение граждан Республики Беларусь в учреждения образования Республики Беларусь и других государств, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск Республики Беларусь

Электронные тесты по профориентации

Перечень самых нужных профессий в Беларуси, а также тех специальностей, которые сегодня в избытке

О преимуществах обучения в системе профессионально-технического и среднего специального образования

Ошибки при выборе профессии

Глоссарий новых профессий

Учебные заведения МЧС Республики Беларусь

Формула выбора профессии

Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:

1 . Твоим интересам и склонностям

«ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе.

Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

2 .Возможностям и способностям

«МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

3. Спросу на рынке труда

«НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Ошибки, возникающие

при выборе профессии

1 . Отсутствие самостоятельности в принятии решения

Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом?

2 . Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии

Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?

Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.

3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии на

рынке труда

Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

«Человек – Техника»

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.

Выраженные способности:

  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

«Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Выраженные способности:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

«Человек — Знаковая система»

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

Выраженные способности:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

«Человек — Художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

             

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством
    (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.

Выраженные способности:

  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

«Человек - Человек»

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Выраженные способности:

  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Пять шагов психологической   поддержки  ребёнка при выборе профессии

1) В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние   позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.

2) Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство

3) Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

Ваш профессиональный

выбор удачен, если:

  • Профессия интересна и привлекательна
  • Профессия соответствует вашим способностям
  • Профессия пользуется спросом на рынке труда
  • Размер заработной платы удовлетворяет ваши материальные потребности
  • Условия труда не приносят вам вред

Игра "Ассоциация"

Игра "Приемная комиссия"

Игра "Профконсультация"

Игра "Профконсультация 2"

"Что такое профессия"

Игра "Угадай профессию"

Тренинг "Профессиональное самоопределение"

Игра "Сударь-государь"

Игра "Страшный суд"

Игра "Профессиональный пасьянс"

Активизирующая профориентационная методика

"В поисках призвания"

Защита профессии перед родителями

БЕСПЛАТНЫЕ ТЕСТЫ ПО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ 

 ТЕСТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ И ОПРОСНИКИ

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.